Диджитал-дети
VS
аналоговые родители
софт-навыки как вектор сближения
Путь к освоению цифрового мира лежит через освоение софт-скиллз, навыков взаимодействия с миром. Понимание себя и других, креативное мышление, способность к совместной работе — без этих умений сегодня невозможно быть успешным в цифровом мире. Это одинаково важно и для детей, и для родителей.

«
Мы собрали самые разные материалы на тему взаимодействия современных детей и их родителей, развития софт-навыков и первых подходов подростков к своей карьере. Как и полагается в современном «нелинейном мире», наши материалы описывают тему с самых разных сторон. Так из частей и деталей создается общая объемная картина.

»
Диалог
Для того чтобы понять друг друга, надо просто сесть и поговорить. Увидеть друг друга лицом к лицу — и… улыбнуться. Выслушать. И наконец, начать задавать вопросы. «Что мы должны знать о своих детях?». «Как сделать наш общий мир более открытым и доверительным?». «Как развить эмоциональный интеллект?».
На все эти вопросы дети, родители и, конечно же, эксперты, отвечают вместе на мероприятиях в рамках программы «Сбербанк для детей и родителей».
Изучайте, берите на вооружение, применяйте! Наслаждайтесь талантами своих детей и сохраняйте полезные ссылки и лайфхаки.

Родители — на прокачку: учимся взаимодействию с диджитал-ребенком
Современные родители поставлены в уникальное, по сути, положение: это последнее «аналоговое» поколение, которое растит диджитал-детей. И наша главная цель сегодня — понять, в чем мы с ними отличаемся, и суметь найти те точки пересечения, благодаря которым возникнет наш общий язык. И когда мы говорим о необходимости развития софт-скиллз, о важности эмоционального интеллекта, — мы говорим не только о наших детях, но и о нас самих.
Четыре лекции о наших диджитал-детях и софткомпетенциях, которые нужны, чтобы попасть на одну волну с детьми, понять их и суметь, в случае необходимости, им помочь.

Наши дети отличаются от нас гораздо сильнее, чем мы отличались от наших родителей. Принципиально сильнее. Они — «цифровые», тогда как мы — «аналоговые». О том, как найти общий язык с ними,

с одной стороны, и помочь им с усвоением важной «линейной» информации — с другой, -лекция «Как быть родителем digital-native-ребенка».



Наталья Мандрова
Основатель и директор Jurmala digital camp for teens
Идеальный контент — тот, который является многомерным. Фактически 3D. Это контент, в котором ребенок может по собственному желанию уходить в какие-то ответвления, развивать свой собственный интерес, выбирать, в какую сторону ему двигаться, иметь возможность следовать за своими интересами, интуицией и тому подобным.
Вопросы родителей
Они размещают свой контент и ждут его одобрения со стороны друзей, одноклассников. Они придумывают всякую «ересь», в том числе и опасную, чтобы повысить свой социальный капитал. И конечно, они учатся, несмотря на то, что для нас это далеко не всегда очевидно.

Примерно к 10 годам у детей иссякает интерес к творчеству, которое связано с ручными навыками. С этого момента потребность в самореализации может найти выход в диджитал-творчестве, благодаря которому дети получают возможность освоить современный инструментарий работы с контентом. Это возможность понять, как работает профессиональное оборудование, научиться работать с профессиональным софтом и, что очень важно, сформировать собственные эстетические критерии.

Как на этот же вопрос отвечают сами дети — смотрите в роликах, снятых подростками на Дне открытых перспектив. Слово ребятам!
Валерия Жирнова,
Ариана Апрельская,
Рябикова Елизавета,

Замена «вышибал» и «казаков- разбойников» на онлайн-стратегии и Minecraft привела не только к тому, что наши дети стали быстрее соображать: одновременно они стали хуже понимать эмоции и чувства окружающих. В то же время мы сами склонны заменять понимание и рефлексию простым и безоговорочным «надо». Собственно, в этом и состоит главный ответ на вопрос, зачем развивать эмоциональный интеллект: чтобы получить новую возможность услышать и понять друг друга. Полезные методы и приемы, которые могут в этом помочь, — в лекции «Развитие эмоционального интеллекта ребенка».


Елена Берзак
Профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта European Association of Cultural and emotional intelligence projects, тренер программ

Если вы говорите про доверие, которого хотите в семье, — создавайте его первыми. Станьте более открытыми. Если у вас что-то случилось, то, поверьте, вашим детям очень приятно будет, когда вы расскажете, что у вас произошло. Ответ «все нормально», когда у вас какие-то неприятности, сложности на работе, воспринимается как обман и порождает недоверие, даже если вы даете его из лучших побуждений. Больше того, когда вы отвечаете «все хорошо» в момент, когда на самом деле хорошо совсем не все, ребенок перестает доверять себе. Дети очень хорошо умеют распознавать эмоции окружающих. И если ребенок чувствует, что у вас что-то не так, но при этом вы его уверяете, что все в порядке, он внутри себя говорит: «Я неправильно чувствую, со мной что-то не так».
Вопросы родителей
Существует четыре основных мотива, лежащих в основе эмоциональных манипуляций. Это борьба за власть, недостаток внимания, месть и вынужденная беспомощность. В большинстве случаев формированию этих эмоций способствуют сами родители. Следовательно, мы можем отследить те причины, которые привели к возникновению конкретной ситуации и манипуляции, и начать удовлетворять ту потребность, которая за всем этим стоит.
Дети проявляют свои чувства, у них развивается эмпатия. В свою очередь, это создает атмосферу открытости и доверия, рождает взаимопонимание между детьми и родителями, детьми и учителями. Дети с высоким эмоциональным интеллектом лучше адаптируются в школе, впоследствии они эффективнее справляются со стрессами взрослой жизни, проявляют лидерские навыки и умеют работать в команде.
Современный мир — это мир турбоидей: они быстро возникают и с такой же скоростью устаревают.
Василий Лебедев
Основатель и генеральный директор «ИКРА»
Отсюда одна из важнейших софт-компетенций человека XXI века — креативный подход, умение быстро соображать, создавая новые смыслы, формы и пространства. Хорошая новость состоит в том, что этому можно научиться так же, как рисованию, математике или игре на скрипке. Как? Приемы и лайфхаки — в лекции «Инструменты развития креативности у детей. Инструкция для родителей».
Запрос на новые идеи сегодня есть практически у всех. Практически любая сфера бизнеса, будь то финансовый сектор, телекоммуникации, СМИ, медицина, образование, сейчас находится в поиске новых идей. И это — совершенно конкретный запрос на помощь и организацию новых источников бизнеса.
Вопросы родителей
Это качество складывается из четырех основных составляющих. Первое — это то, насколько вы способны придумывать оригинальные идеи, то есть редкие, не повторяющиеся у других. Второе — насколько гибко вы можете свою идею менять или «перепридумывать». Третье — насколько быстро и много вы можете придумывать идей в одну единицу времени. И наконец, детализация: насколько детально вы и ваш ребенок способны эти идеи продумывать. Это сквозные характеристики, которые мы с вами способны развивать.
Ключевой принцип методики сбалансированной обратной связи заключается не в том, чтобы дать ребенку объективную оценку, сказать, хороша или плоха его идея, а в том, чтобы сделать фокус на будущее. Обратная связь должна быть нацелена на последующее генерирование идей, а не на оценку текущих достижений. Для этого нужно вначале сказать, что конкретно хорошо получилось в предложенной ребенком идее, затем о том, что в данной идее можно улучшить, и наконец — о том, какой блестящей идея станет после ее доработки.

Знания XXI века устаревают с пугающей скоростью, а профессиональные компетенции требуют постоянного обновления. Если вам не интересно учиться, постоянно узнавая что-то новое, очень скоро вы начнете сдавать свои позиции, уступая свое место другим, уверены эксперты. В твердом остатке — вопрос: как сделать так, чтобы нашим детям было интересно учиться всегда? Ответы — в лекции «Как развивать любознательность в детях?»

Евгения Гин


Ведущий научный сотрудник международной ассоциации «Образование для новой эры», сертифицированный специалист
по ТРИЗ второго уровня.

У многих выдающихся людей в детстве было нечто, что впоследствии они называли встречей с чудом. Что-то, что вызвало крайнее удивление, реакцию в духе «не может быть!» и желание разобраться и узнать об этом больше. Например, для Эйнштейна такой встречей с чудом стал момент, когда ему, пятилетнему мальчику, подарили компас, который всегда знал, где север, а где юг. Такие моменты становятся отправной точкой, запускающей процесс познания, вызывающей желание изучить, узнать что-то новое.
Вопросы родителей
Со временем все забывается. Сегодня нам кажется, что мы запомнили ту или иную вещь навсегда, но через три дня она уже исчезла из памяти — мы обрабатываем очень много информации. Чтобы удивительные вещи и факты сохранялись в памяти надолго, можно вести картотеку, в которую вы будете заносить все новые факты. Кстати, именно так поступают многие известные творческие люди: картотека является для них одним из самых востребованных рабочих инструментов. Родителям она может помочь, к примеру, во время длительной поездки с детьми.
Нужно воспитывать в себе привычку удивляться. Это можно делать буквально каждый день, находясь дома, на улице, на работе. Нужно просто научиться обращать внимание на обыденные, казалось бы, вещи. Например, многие из нас множество раз шли вечером по улице, поднимали глаза и видели на небе луну. И все мы в школе проходили закон всемирного тяготения. И вот вопрос: почему Луна не падает на Землю? И здесь не важно, знаете вы ответ или нет. Согласитесь, что для ребенка, который не знает, или для взрослого, который никогда не задавал себе этот вопрос, это удивительно. И таких ситуаций может быть множество! Здесь важно именно задавать себе вопросы, привыкать смотреть с точки зрения «а что я в этом не понимаю?».

Для современных детей стирается грань между цифровой и обычной реальностью. Они живут в обоих мирах. И задача взрослого не разделять жизнь своих детей на реальную и виртуальную, а помочь им максимально использовать все возможности, которые дают обе реальности. Как это может выглядеть на практике? Покажите ребенку, что за созданием компьютерной игры или мобильного приложения всегда стоит изучение потребностей конкретных людей, пользователей продукта. Создание хорошего цифрового продукта невозможно без навыков дизайн-мышления, умения работать в команде, взаимодействовать с другими.

1. Вместо того, чтобы ругать ребёнка, что он снимает чушь для YouTube, помогайте ему создавать контент. Придумывайте сюжеты, темы и собирайте факты.

2. Обучайте его элементарным цифровым навыкам с детства. И тогда он будет не только смотреть чужие сайты/игры/сервисы, но и создавать свои.


3. Помните, что цифровые навыки — это не только развлечения и игры, но и профориентация и билет в будущее.

Три полезных совета
от Дарьи
Абрамовой







Основателя школы цифрового творчества Codabra


Профессия: первый подход. Опыт и лайфхаки
14−15 лет — это не только возраст, когда можно и нужно прокачать хард-скиллз и эмоциональный интеллект, это и первые мысли о будущей профессии. Проблема одна: на этом этапе про будущую профессиональную жизнь не понятно… все. С чего и как начинали другие? Чего нужно и чего не нужно бояться? Как правильно рассчитать силы и ресурсы? Найти свое дело и свою нишу? Как развить в себе нужные софт-навыки и компетенции, которые помогут в достижении поставленных целей и сделают окружающий мир и гармоничней, и прозрачней?
Советы новичкам дают эксперты и партнеры Сбербанка: руководитель специальных проектов департамента «Банк XXI» Сбербанка Дмитрий Абрамов, эксперт и IT-евангелист в КРОК Алексей Сидорин, куратор специальных проектов департамента «Банк XXI» Дарья Косинова, эксперт «Яндекса» Александр Белугин.
1 Развивайте софт-скиллз, эмоциональный интеллект. Учитесь понимать эмоциональные состояния других, в том числе — вашего собственного руководства. Благодаря этому мир откроется вам навстречу.

2 Учитесь правильно ошибаться. Ваши ошибки — это тот бесценный опыт, который в итоге поможет построить карьеру.

3 Ищите свою нишу в любом деле. Если вы сможете показать, что полезного и интересного вы даете компании, вам почти наверняка помогут с реализацией ваших идей.

4 Делайте то, что приносит вам удовольствие. Если вы пока не знаете, что это, перебирайте и ищите.

5 Учитесь быстро учиться. Постоянно обновляйте свой набор навыков и компетенций.

6 Скорость нарастает: чтобы суметь вписаться в существующую систему и стать в ней лидером, ищите свободную нишу, голубой океан, пространство, не занятое еще никем.

7 Учитесь управлять информацией, это огромное конкурентное преимущество.

8 Многие люди появляются на свет талантливыми, но успеха добиваются те, кто тренируется в течение многих лет подряд. Прилагайте систематические усилия, чтобы достичь желаемого.

9 Не бойтесь своих амбиций. Вместо этого научитесь ставить правильные цели и эффективно их достигать.

10 Учитесь верно расставлять приоритеты. Определите свою основную цель и вложите в нее 90% своих ресурсов.

Топ-10 лайфхаков от наших TED-спикеров
Новое поколение — «Дети и подростки 2.0» — отличается от поколения своих родителей так, как сами родители отличались, к примеру, от сверстников Пушкина. Дети 2.0 другие во всем: они иначе строят коммуникацию с социумом, по-другому относятся к друзьям, учебе и родителям. У них клиповое мышление и принципиально иная скорость обработки информации, они более лояльны к миру и к родителям и менее приспособлены к реальной жизни. Какие они? Об этом — в исследовании «Современные тренды детства и родительства». Вспомним себя. Увидим их. Сравним и поймем.
Дети 2.0: понять нельзя бояться

Ищем общие интересы
с Детьми 2.0: играем в настольные игры?
«В мире компьютерных игр, мобильных телефонов и приложений, роботов и дронов мы остаёмся людьми и всё так же нуждаемся в живом общении с близкими. Именно поэтому настольные игры переживают новый виток популярности. Они собирают нас в тёплые компании, чтобы мы пообщались в непринужденной обстановке, взрослые вернулись в детство и поиграли, дети — побывали в увлекательном мире игры, и все узнали про себя и других что-то новое. Современные настольные игры позволяют не только хорошо проводить время, но и тренировать навыки, необходимые для жизни, например, эмоциональный интеллект: развивают умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, прогнозировать поведение».
Ольга Никитина


Практикующий психолог ОРКТ (ориентированная на решение краткосрочная терапия), психолог, эксперт Союза охраны психического здоровья. Эксперт благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

Совместная игра — это возможность проявить креативность, учиться работать в команде, принимать нестандартные решения и самое важное — возможность проводить больше времени с детьми, выстраивая теплые доверительные отношения в семье.
Увидеть лицом к лицу. Разобраться. И вернуться.

В мире современных родителей присутствует челлендж, которого не знали предыдущие поколения. Наши дети — не такие, как мы. Не просто не такие, как мы были в детстве, они — не такие, какими были все предыдущие поколения. Они — диджитал нейтив. Мы — нет. Сегодня нам нужны «цифровые» знания о мире, которых часто не хватает, и понимание альтернативных процессов мышления и обработки информации, которыми оперируют наши дети. И одновременно всем нам — и родителям и детям — пришло время улучшить свои софт-навыки: поработать над эмоциональным интеллектом, научиться понимать друг друга, слышать, слушать и поддерживать в самых разных ситуациях. Как бы то ни было, в ближайшей перспективе нам предстоит потратить ресурсы на обучение и «прокачку». Итак, осваиваем творческие навыки, и… садимся за парту вместе с детьми! Именно это сможет нас сделать ближе друг к другу, поможет понять, как каждый из нас смотрит на этот мир, и как много в конечном счете у нас общего.


Made on
Tilda