ПЕРВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (16.01.18)
Задание 1.
Тренировка руки.


Выполняйте это упражнение ежедневно, в течение всего марафона.
Результаты вас потрясут!

Для того чтобы делать это не нужно ничего особенного, можно даже не выделять для этого отдельное время. Выполняйте эти простые задачки в обеденном перерыве, в транспорте, когда смотрите кино, или говорите по телефону. Рисуйте на салфетках, черновиках, в ежедневниках — где угодно. А если хотите проследить свою динамику, то заведите для этих упражнений специальную папочку и складывайте туда ваши листочки с тренировками (не забывайте подписывать даты).

Если вы не умеете рисовать — то это задание для вас сейчас самое важное! Для нас важно, чтобы рисование стало для вас не мукой, не наказанием, а удовольствием. Поэтому важно научить свою руку и мозг не бояться проводить линии:)
Если вы уже рисуете, то выполняйте это задание другой рукой (правши — левой, левши — правой). Арт-терапевты заметили, что рисунки людей (как профессиональных художников, так и тех, кто до этого вообще не рисовал ни одной из рук), сделанные другой рукой, характеризуются более реалистичным представлением предмета, большей эмоциональной наполненностью и визуально представляются более точными, по сравнению с рисунками, выполненными доминантной рукой.

Ссылка на упражнения:
https://design.tutsplus.com/ru/tutorials/how-to-le…
Эти упражнения придумала Monika Zagrobelna
Перевела на русский Julia Zigangirova

Задание 2.
Развитие креативности в рисовании
Котики:)

Результаты этого задания выкладывайте сюда: https://t.me/joinchat/FeAA8hJw_3VXjUHc7ZjVHg

Для этого упражнения выделите себе немного времени (минут 20−30) устройтесь поудобнее (Диван, кресло, подушка на полу) можно даже лечь на живот и поболтать ногами в воздухе, как в детстве. Главное, чтобы место для занятия было необычным для вас. Возьмите бумагу или скетч бук и нарисуйте 20 разных котов. Не пугайтесь только! Это задание не на то чтобы нарисовать реалистичных идеальных котов, а на креативность. Главное, чтобы коты были разные и каждый со своим характером. Придумайте каждому коту имя, указывающее на главные черты характера.
Что делать, если коты не придумываются.
Нарисуйте несколько любых линий и превратите их в котов. Пусть они будут странные, главное, придайте им кото-признаки и кото-имя:)

Вебинар 1
Знакомимся со скрайбингом и понимаем как и почему он работает
Учимся делать первый слой - структуру текста
ВТОРОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (16.01.18)
Задание 1.
Работаем над структурой скрайба о себе.

Аудитория: участники скрайбинг марафона.

Задача:

1. Сформулировать замысел (текста про себя).
Например: найти единомышленников, презентовать себя как…, обозначить проблему и стимулировать ее обсуждение и т. д.

2. Выбрать структуру текста и создать сообщение.

В итоге у вас должен получится текст, бьющий в цель.

Если захотите что-то нарисовать к этому тексту — супер, но это не обязательно. Сейчас нам критически важно научиться формулировать и структурировать сообщения.

Мы на вебинаре разбирали как устроен скрайбинга. И говорили, что основа хорошего скрайба, его скелет — это продуманный, хорошо структурированный текст. Скрайбинг быстрый формат, он не терпит воды, размытых мыслей. Если хотите бить точно в мозг — проработаейте сообщение. Для этого нужно сформулировать замысел и удерживать его в голове (а лучше написать его на отдельной бумажке и периодически смотреть на него, когда работаете над скрайбом).

ЗАМЫСЕЛ — это что, кому и зачем я говорю и что хочу получить от них в итоге

СООБЩЕНИЕ — это что конкретно и как я должен им сказать, чтобы получить желаемое.


Пример.

Замысел: я хочу, рассказать преподавателям о скрайбинге, как инструменте для работы с учениками и хочу, чтобы в итоге они пришли ко мне учиться.

Сообщение: Я должна показать, что скрайбинг реально работает при изложении учебного материала, что он вовлекает детей, удерживает внимание, включает их в активное взаимодействие, а еще мне нужно снять барьер и доказать, что скрайбинг прост в освоении и использовании.

СТРУКТУРА — это то, в каком порядке и какими блоками будет подана ваша информация. Я показывала на вебинаре типы структур, которые мы хорошо узнаем и воспринимаем, как знакомое и понятное — это важно, чтобы вызвать доверие к вашей подаче.

В моем примере лучше всего подойдет модульная структура. Это когда в одном поле лежат три самодостаточных по содержанию блока. Можно прочесть только один — но в нем будет законченная мысль, которая не требует дополнения или уточнения. Почему я выбираю эту структуру? Потому что я хочу сфокусировать внимание на трех равно важных аспектах:

1) Скрайбинг подходит для обучения,

2) Скрайбинг помогает учителю,

3) Этому можно научиться.

Эти три фокуса равнозначно важны. И нет разницы в каком порядке их читать. Если бы мне было важно, чтобы моя аудитория прочла их поочередно, то я выбрала бы хронологическую структуру. Т. е. хронологическая структура нужна тогда, когда ваше сообщение разворачивается постепенно и зрители должны пройти через определенный порядок мыслей (сначала им надо понять это, потом они смогут понять это и тогда уже понять вот это).

Для моих задач могла бы подойти и цифровая структура, но она хорошо работает, когда текстовые блоки короткие, их много и у них есть еще подблоки, вы часто встречаете такие структуры в отчетах, когда у пункта 1 есть подпункты 1.1., 1.2. и т. д. Это круто работает, когда вам нужно показать полноту всей структуры чего-то (плана, выполненных работ и пр.) В моем случае будет больше текста, он будет скорее мотивирующим, чем информирующим, мне нужна более свободная структура.

Т.о. мой текст будет выглядеть примерно так:

Скрайбинг покоряет систему образования. Многие учителя увидели в этом инструменте хорошего помощника. Учителя пытаются самостоятельно осваивать скрайбинг и передают знания друг другу. Есть много видеоуроков и записей вебинаров, где преподаватели делятся своим опытом использования скрайбинга. Например, в декабре месяце у меня было 5 запросов от различных учительских сообществ на тренинг по скрайбингу. Три мероприятия мы уже провели (здесь я дам названия мероприятий, чтобы можно было проверить мои слова).

Мой опыт скрайбинга для детей показывает, что этот инструмент им очень близок и понятен. Я участвовала в детской проектной сессии в Артеке, где мне за несколько часов было необходимо научить 12 команд детей скрайбингу так, чтобы они смогли оформить свои проекты для финального выступления. Все получилось прекрасно, ребята быстро поняли базовые принципы и включились в сложную работу по визуальной упаковке своих проектов (здесь название мероприятия для проверки моих слов).

Скрайбинг устроен так, чтобы и делать, и понимать его было как можно проще. Есть базовые принципы, которые нужно удерживать в голове. В основном это такие моменты, которые люди воспринимают автоматически, но ими можно управлять. Например, принцип одинаковое/разное, последовательность, фокус на главном, структура. Скрайберы умеют работать в «Живом режиме» т. е. не подготавливаясь заранее схватывать налету информацию, которую выдают ученики или участники тренинга и тут же выкладывать ее в виде картинок и взаимосвязей. Но есть и такие работы, когда все продумывается заранее, материал переводится в понятную структуру и при помощи графики превращается в привлекательные плакаты. Научиться скрайб
ингу можно, для этого не нужно уметь рисовать.

У нас получился базовый текст (который работает на мой замысел) который теперь можем переработать в скрайб.

Задание 2.

Задача: придумать метафоры к словам: «Образование» (или обучение) и собственные метафоры к слову "Сообщество", которое разбирали на вебинаре.

Технология такая:

1. Выпишите признаки объекта (существенные и не существенные).

2. Придумайте ассоциации к каждому признаку. Это может быть что угодно, ищите ассоциации в природе, в быту, в разной деятельности, в сказках-мифах, в истории.

3. Переберите варианты для выбора необходимого сочетания – выберите те слова, которые помогают вам осуществить замысел и передать задуманный образ.

Для примера ко второму заданию привожу диалог с одной из участниц марафона по поводу ее работы в телеграмме (фото ниже).


Marina Lyubetskaya, [19.01.18 14:59]
Да, ход правильный. Теперь можете перебирать ассоциации в разном порядке.
Например: поток книг летящих из университета в голову в очках. И т.д.

Алина, [19.01.18 15:01]
Как здорово у вас получилось! спасибо! Буду пробовать

Marina Lyubetskaya, [19.01.18 15:01]
На этом фоне у вас будут возникать образы, ухватывайте наиболее удачные и фиксируйте. Можно добавлять, убирать слова, подставлять более подходящие. Главное, чтобы возникли интересные, не привычные картинки, но которые хорошо отражают суть слова, которое вы разбирали.




Задание 3.

От нашего ведущего Алексея Ярцева. Он обещал выбрать победителя к следующему вебинару.

Визуализировать идею «Любовь сильнее смерти».

Дерзайте! После ваших котов я уверена, что все получитсяJ



Вебинар 2
Визуальная структура скрайба
ТРЕТЬЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (20.01.18)
Задание 1.

Надеюсь, вы продолжаете делать упражнения для тренировки руки.

1. Делаем скрайб о себе, используя текст — пирамиды — структуру текста — элементы визуальной структуры. Это объяснено на 1 м и 2 м вебинаре Скрайбинг Марафона.

Пример.

ЗАМЫСЕЛ: я хочу рассказать преподавателям о скрайбинге как инструменте для работы с учениками и хочу, чтобы в итоге они пришли ко мне учиться.

СООБЩЕНИЕ: Я должна показать, что скрайбинг реально работает при изложении учебного материала, что он вовлекает детей, удерживает внимание, включает их в активное взаимодействие, а еще мне нужно снять барьер и доказать, что скрайбинг прост в освоении и использовании.

СТРУКТУРА. В моем примере лучше всего подойдет модульная структура. Это когда в одном поле лежат три самодостаточных по содержанию блока. Можно прочесть только один — но в нем будет законченная мысль, которая не требует дополнения или уточнения. Почему я выбираю эту структуру? Потому что я хочу сфокусировать внимание на трех равно важных аспектах:

1) Скрайбинг подходит для обучения,

2) Скрайбинг помогает учителю,

3) Этому можно научиться.

Текст который у меня получился.

Скрайбинг покоряет систему образования. Многие учителя увидели в этом инструменте хорошего помощника. Учителя пытаются самостоятельно осваивать скрайбинг и передают знания друг другу. Есть много видеоуроков и записей вебинаров, где преподаватели делятся своим опытом использования скрайбинга. Например, в декабре месяце у меня было 5 запросов от различных учительских сообществ на тренинг по скрайбингу. Три мероприятия мы уже провели (здесь я дам названия мероприятий, чтобы можно было проверить мои слова).

Мой опыт скрайбинга для детей показывает, что этот инструмент им очень близок и понятен. Я участвовала в детской проектной сессии в Артеке, где мне за несколько часов было необходимо научить 12 команд детей скрайбингу так, чтобы они смогли оформить свои проекты для финального выступления. Все получилось прекрасно, ребята быстро поняли базовые принципы и включились в сложную работу по визуальной упаковке своих проектов (здесь название мероприятия для проверки моих слов).

Скрайбинг устроен так, чтобы и делать, и понимать его было как можно проще. Есть базовые принципы, которые нужно удерживать в голове. В основном это такие моменты, которые люди воспринимают автоматически, но ими можно управлять. Например, принцип одинаковое/разное, последовательность, фокус на главном, структура. Скрайберы умеют работать в «Живом режиме» т. е. не подготавливаясь заранее схватывать налету информацию, которую выдают ученики или участники тренинга и тут же выкладывать ее в виде картинок и взаимосвязей. Но есть и такие работы, когда все продумывается заранее, материал переводится в понятную структуру и при помощи графики превращается в привлекательные плакаты. Научиться скрайбингу можно, для этого не нужно уметь рисовать.

Делаем перевернутые пирамиды текста и продумываем, какая часть содержания будет вынесена в картинки. Нужно постараться собрать в заголовок все ценное содержание (самый верх перевернутой пирамиды), а в подзаголовках все важные тезисы (центр пирамиды). Так же подумайте, может быть нужно дать какую-то справочную информацию — это самый низ пирамидки.

Пирамидки делаются из текстовых блоков, законченных по смыслу.

Далее делаем эскиз скрайба, используя задуманную структуру текста (у меня модульная) у вас может быть любая, главное, чтобы она была выбрана по принципу наилучшего донесения вашего сообщения. Проблема — решения, хронология, цифровая, трехактная, сравнение или контраст. Мы про них говорили — не буду отнимать ваше время на повторение.

У меня получается следующее.

Т.к. есть три одинаковых по важности заголовка, мне нужна одна общая точка сборки смысла — такая фраза, которая станет самым главным объектом на листе и на которую в первую очередь посмотрят мои зрители. Эта фраза должна попасть в душу целевой аудитории и заинтересовать, зацепить их. Я выбрала фразу — крючок «Зачем учителю скрайбинг?».

Т.о. помимо пирамидок и картинок добавляется еще один объект — заголовок первого уровня.

Делаем шрифтовую иерархию:

Мы разбираем очень простой пример, все эти операции вы можете легко проделывать в голове или потратить несколько минут и сделать карандашом, ручкой на черновике. Я очень подробно разбираю, делаю таблички, чтобы у вас сложилась в голове технология, какие шаги за какими следуют.

У нашей команды часто бывают очень сложные задачи, очень сложные темы. Например, мы делали огромный скрайб (6 метров в длину) для конференции про будущее образования Global Education Future

И там вся эта работа проделывалась точно так же, только в большем объеме. Пример ниже.

На марафоне у нас простые учебные задачи, в жизни вы можете использовать эту технологию чтобы создавать сложные скрайбы, помогать людям понять большие идеи, где много взаимосвязей.

Продолжаем делать эскиз.
Размечаем лист (это эскиз, все может быть изменено еще сто раз, важно понять что и как помещается на вашем листе, нужны ли какие-то графические элементы управления вниманием и ориентирования)

Визуальный центр и текстовые блоки. Все ли помещается, подходит ли выбранная структура.
Добавляем заголовки, подзаголовки, справочную информацию, смотрим все ли помещается, достаточно ли структурно и пр. Может быть где-то много текста, нужно подумать более короткие формулировки, может быть в какой-то пирамиде один из тезисов плохо совпадает по смыслу с другими — ищем более удачную формулировку и пр.
Выделяем места для рисунков. Смотрим какие пятна под рисунки получаются — это необходимо, чтобы понимать, что возможно будет нарисовать, а что нет и какие объекты по объему можно придумывать.
Почему важно увидеть, какие пятна есть у вас под картинки? Потому что одну и ту же идею нарисовать можно по-разному. Посмотрите на пример ниже. Человек сидит за столом. В первом варианте пятно намного больше, чем во втором — но идея одна.

В итоге у вас должен получиться эскиз с разметкой, написанными текста и намеченными графическими элементами, если они необходимы.

В моем случае не нужны никакие стрелки или дополнительные линии, направляющие внимание. Модульная структура требует чтобы каждый модуль был явно отделен от других, но при этом было понятно,
что он такой-же по важности как и другие. Читать мой скрайб можно с любого места. Но зная правило того, как люди обычно читают я могу с большой долей вероятности предположить что прочитано будет так:

  • Зачем учителю скрайбинг?
  • Затем первый модуль и его тезисы (Скрайбинг идет в образование…)
  • Затем второй модуль и его тезисы (Дети любят делать скрайбинг…)

Ну и третий модуль, который внизу. Хотя если после первого модуля человек прочтет третий — это совершенно не изменит ничего.

Задача сложная, но выполнимая:)

За выполнение именно этого задания (по итогам тем первого и второго вебинара) у нас назначен приз — коробка маркеров. Она будет разыграна между теми, кто отправит свою работу в телеграмм.
Задание 2

Размещаем на листе 23 круга. Это могут быть большие или маленькие круги. Кружочищи и кружочки. Главная задача разместить их так, чтобы они закрыли весь лист и весь лист выглядел гармонично, не пытался упасть на один бок. Зарисуйте круги узорами.

Как работает это упражнение.

1. Оно выглядит как простое, вы расслабляетесь и не боитесь рисовать. Это просто кружочки и линии.

2. Оно вводит вас в вопросы о композиции. Как разместить на листе красиво много разных кружочков. Вы точно будете об этом думать. Композиция — это очень сложная тема. Некоторым повезло и у них есть чувство композиции и гармонии (у художников это как у музыкантов — есть врожденных слух и чувство ритма) Остальным (мне в том числе) повезло меньше и мне нужно постоянно учиться и прокачивать в себе чувство композиции. На этом марафоне у меня нет задачи и времени подробно рассказывать вам про композицию, тем более,
что я сама ее еще осваиваю. Но это задание даст вам правильные ощущения.

3. Обратите внимание на то, насколько хорошо сбалансирован ваш лис. Если бы лист был коробкой в которой лежат ваши круги и вы поставили бы ее на маленький камешек, в какую сторону наклонилась бы ваша коробка (ваш лист) какая сторона выглядит тяжелее? Если есть такие ощущения — это дисбаланс, нужно подумать, как его компенсировать. Например на первой картинке явный перекос в левую сторону.
Чтобы его компенсировать нужно добавить вес в правую сторону. Как это можно сделать? Например, добавив цвета (и поэтому я просила вас зарисовать кружки орнаментом) или добавить больше кружков.
Вторая часть этого задания про то чтобы каждый кружочек отличался от остальных.
Кружков было 23 (цифра случайная) важно было чтобы их было больше 10−15 — потому что 10−15 кружков вы зарисуете тем орнаментом, который где-то встречали. Ваш мозг начнет экономить энергию и будет подкидывать вам варианты из памяти. Но когда они закончатся, вам придется придумывать новые — это энергозатратный процесс, мозг ему сопротивляется. Но именно тут происходит развитие.
Задание 3.
Рисуем перевернутую картинку

Как я уже говорила выше, ваш мозг не хочет и сопротивляется тому, чтобы у вас возникали новые нейронные связи, чтобы вы приобретали новые способы, развивали креативность. Он все время подбрасывает вам готовые варианты из памяти. Отсюда у художников, например, берутся стереотипные линии, узнаваемость их работ. По этой же причине многие люди уверены, что не умеют рисовать и никогда этому не научатся. Когда-то в детстве вам показали, как рисовать стул и теперь вы всегда рисуете стул именно так. И еще у вас в памяти есть масса таких картинок, которые быстро-быстро объясняют вам что вы сейчас видите. Т.о. когда вы пытаетесь нарисовать то, что хотите, чаще всего вы рисуете то, что умеете.

Рисование перевернутой комнаты ломает стереотипы в голове. Сначала вы понимаете, что видите комнату (сразу всплывают все картинки на эту тему — вы узнаете), затем, когда мы картинку перевернули — все узнавание кончилось. Непривычная для мозга операция, он буксует и ему некогда объяснять вам что вы рисовать не умеете и что это вот стул, его надо рисовать именно так как всегда. У вас появляется шанс просто рисовать линии, которые вы видите. Просто рисовать.
Видеоурок 3
Простое рисование
ЧЕТВЕРТОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (25.01.18)
к видеоуроку 3 - Простое рисование в скрайбинге

1. Нарисовать 10 разных эмоций в одной стилистике, потом в другой
2. Добавить к эмоциям лица, половозрастные и другие отличия
3. Итоговое задание этого урока - последние 3 минуты видео - Дудл
3.1. Написать свое имя пухлыми формами
3.2. Добавить за ним простые формы и фигуры (можно усложнять)
3.3. Превратить формы в персонажей, используя приемы из урока - разные типы глаз, ртов, носиков и тп.
3.4. Сделать тень для имени
3.5. Добавить пару цветов
Вебинар 3
Визуальный конспект. Метод LOG. Работа с флипчартом
ПЯТОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (28.01.18)

1. Доделать скрайб о себе. Внести картинки.
2. Доделать два скрайба (Про Илона Маска и ракету и про путь юмориста Алексея).
3. По желанию. Сделать скрайб (визуальный конспект) лекции TED


Вебинар 4
Визуальная концепция и шаблоны
ШЕСТОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (30.01.18)

1. Сделать скрайб о скрайбинге.
Для этого нужно освежить все что мы прошли за марафон. Начиная с проработки замысла, текста, его структуры, визуальной структуры, визуальной концепции (первоисточник, стилистика).

В этом задании можно попробовать подключить упражнение с придумыванием метафор. Мы его делали со словом "Образование".